Программа развития
Приложение
к постановлению
VI Съезда Профсоюза
от 31марта 2010 г. № 6
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на 2010 - 2015 годы
Введение
Настоящая Программа развития деятельности Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Профсоюз) подтверждает преемственность курса, выработанного предыдущим Съездом Профсоюза, по сохранению единого образовательного пространства и доступности качественных образовательных услуг, недопущению необоснованного сокращения сети и кадрового персонала образовательных учреждений, а также по повышению социального статуса педагогических работников.
Профсоюз подтверждает приверженность принципам отечественного и международного профсоюзного движения: единства, солидарности, справедливости, независимости.
Отвечая на вызовы времени, Профсоюзу наряду с решением традиционных вопросов необходимо обрести новый опыт взаимодействия с законодательной и исполнительной властью всех уровней, направленного на развитие и расширение социального диалога с государственными и общественными институтами в решении возникающих задач по реализации определенных стратегических направлений в сфере образования.
Профсоюз сегодня не просто формальное профессиональное объединение, а общероссийское объединение учителей, воспитателей, преподавателей, ученых, инженерно-технических работников, мастеров производственного обучения и обучающихся с активной гражданской позицией и убеждениями, способных конструктивно, творчески и ответственно совершенствовать и укреплять позиции организации в обществе, отстаивать свои интересы в открытом и принципиальном диалоге с властью.
Цели Программы:
- развитие и совершенствование деятельности Профсоюза;
- повышение способности профсоюзных организаций всех уровней адекватно и быстро реагировать на социально-экономические, содержательные и структурные изменения в сфере образования;
- консолидация усилий всего профессионального сообщества на достижение необходимого результата по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социально-экономических прав студентов.
Внешние условия и факторы, влияющие на реализацию Программы:
- глобализация и открытость системы образования, отвечающая запросам российского и международного рынков труда;
- необходимость обеспечения инновационного характера развития (модернизации) всех уровней образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
- изменение правового положения образовательных учреждений, принципов управления в системе образования, внедрение рыночных механизмов в сферу образования;
- введение новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений, направленной на создание стимулов к качественному и результативному труду;
- переход к уровневой системе подготовки кадров, создание многопрофильных и многоуровневых образовательных учреждений профессионального образования;
- формирование современного кадрового потенциала, конкурентного рынка труда в сфере образования с учетом демографических изменений и оптимизации численности работников и сети образовательных учреждений;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров, в том числе педагогических;
- реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- формирование и внедрение нового поколения образовательных стандартов и механизмов контроля качества образовательных услуг с участием обучающихся, работодателей и профессионального сообщества.
Основные задачи Профсоюза:
Развитие конструктивного социального диалога организаций Профсоюза с органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, направленного на:
- участие в реализации приоритетных задач государственной политики в сфере образования и сохранении единого образовательного пространства;
- повышение статуса педагогических работников и качества кадрового потенциала образовательных учреждений;
- создание необходимых, безопасных и комфортных условий труда для работников образования с целью эффективной и творческой реализации их трудовой функции, новых требованиям к качеству и условиям подготовки обучающихся;
- содействие формированию здорового образа жизни работников образования;
- содействие становлению и развитию системы государственно-общественного управления образованием, взаимодействие с институтами гражданского общества;
- укрепление организационного и финансового единства Профсоюза и повышение качества работы профсоюзных организаций всех уровней;
- повышение уровня корпоративной и правовой культуры, активности членов Профсоюза, профессионализма и ответственности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза;
- формирование позитивного имиджа Профсоюза и усиление его позиций в информационном пространстве;
- развитие международного сотрудничества в рамках профсоюзного движения и изучение опыта деятельности родственных профсоюзов для внедрения в практику профсоюзной работы.
Основные направления деятельности Профсоюза:
1. Обеспечение участия в реализации следующих приоритетных задач государственной политики в сфере образования:
- реализация социально значимых проектов в сфере дошкольного, общего и профессионального образования, включая педагогическое в целях совершенствования кадрового потенциала сферы образования;
- реализация планов действий Правительства Российской Федерации, региональных планов действий по модернизации дошкольного, общего и профессионального образования в 2010 году и на 2011-2015 годы, в том числе в рамках ФЦПРО, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- подготовка проектов федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования с учетом их ресурсного наполнения, включающих нормы оплаты труда педагогических работников, оснащения рабочих мест, требования к объему, качеству и срокам предоставления образовательных услуг и др.;
- формирование механизмов и единых критериев общественно-профессиональной оценки качества и результатов педагогического труда;
- введение нового порядка аттестации педагогических работников;
- создание моральных и материальных стимулов для привлечения в сферу образования молодых учителей, воспитателей;
- введение новых систем оплаты труда педагогических работников;
- внедрение новых моделей повышения квалификации педагогических работников;
- инициирование и поддержка введения в практику законотворческой деятельности государственных органов власти обязательной социальной экспертизы законопроектов;
- организация и проведение мониторингов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, связанных с оценкой качества и условий труда педагогических работников, оснащения рабочих мест, соблюдения требований к объему, качеству и срокам предоставления образовательных услуг.
2. Повышение социального статуса работников образования и обучающихся, для чего добиваться:
- повышения престижности педагогического труда;
- достижения уровня заработной платы педагогических работников, конкурентоспособного на рынке труда;
- утверждения единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников образования, устанавливаемых с учётом социальной значимости и ответственности их труда;
- недопущения задолженности по выплате заработной платы работникам образования, а также преодоления причин нарастания этой задолженности;
- усиления внимания федеральных и региональных органов исполнительной власти к проблемам профессионального становления, социально-экономической и правовой поддержки молодых учителей, преподавателей и воспитателей;
- реализации права педагогических работников на периодическое повышение квалификации с предоставлением им права выбора формы повышения квалификации, а также установления порядка финансирования переподготовки педагогических кадров за счет бюджетных средств;
- разработки и реализации органами власти всех уровней, образовательными учреждениями комплексов мер в области содействия занятости, подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников в условиях реорганизации и оптимизации сети образовательных учреждений с целью недопущения необоснованного массового сокращения педагогических и других работников;
- повышение уровня государственной поддержки в финансировании мероприятий по организации отдыха, лечения и охраны здоровья работников и обучающихся;
- сохранения действующих социальных льгот и гарантий работников образования и обучающихся;
- установления системы льгот и гарантий работникам образования по предоставлению жилья (при ипотечном кредитовании, льготных ссуд и безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья);
- сохранения порядка досрочного назначения педагогическим работникам трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью;
- развития и укрепления системы негосударственного пенсионного обеспечения работников образования на основе НПФ «Образование и наука»;
- привлечения работодателей системы образования к софинансированию дополнительного пенсионного обеспечения работников образования в соответствии с соглашениями и коллективными договорами;
- привлечения работников образования к массовому участию в государственной программе софинансирования накопительной части их трудовой пенсии;
- совершенствования институциональных условий для развития социальной поддержки членов Профсоюза, на основе создания новых и укрепления действующих фондов социальной поддержки в том числе кредитных потребительских кооперативов на уровне территориальных профсоюзных организаций для массового льготного кредитования членов Профсоюза;
- совершенствования социально-экономической и правовой защиты студентов, законодательного закрепления минимального размера стипендии на уровне минимального размера оплаты труда;
- формирования и реализации системы адресной социальной поддержки малоимущих и нуждающихся студентов;
- решения проблем вторичной занятости студентов, трудоустройства и их адаптации к рынку труда;
- улучшения социально-бытовых и жилищных условий обучающихся;
- сохранения санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз отдыха и лагерей, вузовских поликлиник.
3. Юридическая защита прав и интересов членов Профсоюза на основе:
- участия в реализации и совершенствовании нормативно-правовой базы, в разработке и правовой экспертизе проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, относящихся к социально-трудовой сфере и сфере образования, в целях сохранения и установления социальных и иных гарантий прав работников и обучающихся;
- развития и расширения практики проведения общепрофсоюзных и региональных тематических проверок для осуществления масштабного мониторинга соблюдения трудового законодательства и разъяснительной работы по применению законодательства, повышения уровня правовых знаний, профилактического и правозащитного эффекта контрольных мероприятий;
- совершенствования механизма взаимодействия с государственными органами контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства Российской Федерации в области образования на всех уровнях;
- поиска, поддержки и обеспечения реализации на всех уровнях профсоюзной структуры инновационных форм правовой работы, направленных на повышение результативности правовой защиты;
- повышения качества и расширения спектра предоставляемых юридических услуг членам Профсоюза;
- систематического обучения профсоюзного актива с целью повышения правовой грамотности;
- широкой популяризации результатов правозащитной работы и усиления пропаганды правовых знаний.
4. Защита прав и интересов членов Профсоюза на безопасные условия труда и здоровья на основе:
- повышения эффективности профсоюзного контроля в области защиты прав членов Профсоюза на безопасные условия труда и здоровья;
- обеспечения контроля за выполнением работодателями и должностными лицами представлений и требований технических инспекторов труда Профсоюза и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда образовательных учреждений;
- учёта в нормативах финансирования образовательных учреждений всех типов и видов затрат на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечение работников спецодеждой и другими средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием, проведение медицинских осмотров, осуществление компенсационных выплат работающим во вредных и опасных условиях труда;
- введения в штаты образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней специалистов по охране труда;
- совершенствования форм взаимодействия с государственными органами надзора и контроля по осуществлению комплекса мер по защите прав членов профсоюза на охрану труда;
- содействия организации отдыха и оздоровления членов Профсоюза.
5. Развитие социального диалога и социального партнерства:
- совершенствование структуры, условий функционирования и управления системой социального партнерства в образовании с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образовательных учреждений;
- повышение эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на основе своевременного включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных на достижение конкретных результатов;
- разработка и апробация инструментария мониторинга эффективности соглашений и коллективных договоров, создание банка положительных достижений на всех уровнях социального партнерства.
6. Институциональное и кадровое укрепление Профсоюза:
совершенствование нормативной базы внутрисоюзной работы, обеспечивающей эффективность и дальнейшую модернизацию структуры Профсоюза рациональное распределение полномочий